Судебно-экспертная деятельность

Общество непременно обязано реагировать на любой случай нарушения закона и результативно выявлять виновных лиц. Одним из основных факторов борьбы с преступностью прибывает развитие судебно-экспертной деятельности. При этом, тем не менее, не всегда и не во всем состояние экспертных организаций отвечает проблемам сегодняшнего дня – нередко техника и познания экспертов не соответствуют текущим условиям. Имеются и иные проблемы: в правовом обеспечении судебно-экспертной деятельности, в системе государственных экспертных служб.

Можно, в целом, констатировать, что на сегодняшний день экспертные исследования снабжены серьезной научно-теоретической базой, позволяющей выполнять достаточно полные и достоверные исследования.

Правовые основы судебно-экспертной деятельности – важный компонент её системы. Правовой институт судебной экспертизы есть «комплексный межотраслевой институт, объединяющий в различных видах процессуальных отраслей права ряд сходных нормативных положений, призванных регулировать общественные отношения, которые возникают по поводу назначения и производства экспертизы и получения по ее результатам заключения».

Нормативное регулирование судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации реализовывается на основании нормативно-правовых актов, к которым относятся: Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Таможенный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации и ряд Федеральных законов и исследуется на научном уровне. В частности, Федеральный закон №73–ФЗ от 31.05.2001 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»; Федеральный закон №128–ФЗ от 25.07.98 «О государственной дактилоскопической регистрации»; Федеральный закон №152–ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных», а также законодательства Российской Федерации о здравоохранении.

В специальной литературе описываются разнообразные актуальные линии развития правового обеспечения судебно-экспертной деятельности – это такие вопросы, как: соотношение Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» с Уголовно-процессуальным законодательством; правомерность применения компьютерных технологий при выполнении экспертиз; специфики назначения и выполнения экспертиз в судопроизводстве современной России; оценка заключения эксперта; правовой аспект использования знаний специалиста; вопросы компетенции эксперта; о развитии юридической (правовой) экспертизы и другие.

Значение ФЗ №73–ФЗ от 31.05.2001 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» тяжело переоценить – «Принятие в 2001 г. ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» поставило на новый уровень правовое регулирование производства и организации судебной экспертизы в различных типах судопроизводства.

Вышеуказанный документ устанавливает правовую основу, принципы организации и основные направления государственной и не государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном производстве. Тем не менее, специалисты отмечают: «Назрела потребность определения наилучших параметров практического использования положений ФЗ, формирования единого подхода к их трактовке как у сотрудников экспертных организаций, так и у представителей судейского сообщества». И на сегодняшний день назрела необходимость его корректирования в данном направлении.

Сейчас обсуждается вопрос о создание в России отдельной единой государственной экспертной службы. Имеются и другие специфики института Судебной экспертизы в современной России, присутствуют новые проблемы. Но на сегодняшний день можно с уверенностью утверждать, что Судебная экспертиза стала независимым направлением юридической науки, обладающим при этом богатыми междисциплинарными связями.